Адольф Адан

Жизель

Балет в 2-х действиях

Трогательная, красивая история любви, способной простить и защитить даже после смерти; невероятной красоты нежная и трагическая музыка Адана, фантастические кордебалетные сцены: уже 200 лет «Жизель» не покидает сцену и считается главным романтическом балетом мирового репертуара.

Действующие лица и исполнители

Жизель, крестьянская девушка

Светлана Захарова

Граф Альберт

Сергей Полунин

Ганс, лесничий

Денис Савин

Берта, мать Жизели

Анна Антропова

Батильда, невеста Альберта

Екатерина Барыкина

Герцог, отец Батильды

Алексей Лопаревич

Вильфрид, оруженосец графа

Дмитрий Дорохов

Мирта, повелительница виллис

Екатерина Шипулина

Над спектаклем работали


Хореографическая редакция

Юрий Григорович


Художник-постановщик

Симон Вирсаладзе


Дирижёр-постановщик

Александр Копылов


Художник по свету

Михаил Соколов

О спектакле

У «Жизели», главного романтического балета мира, не покидающего театральные подмостки вот уже почти двести лет, много великих соавторов. Немецкую легенду о девушках, не доживших до свадьбы, пересказал Генрих Гейне, в сочинении либретто для балета по этой легенде участвовал Теофиль Готье, музыку написал Адольф Адан, первую редакцию сочинили Жан Коралли и Жюль Перро, впоследствии многие великие и известные хореографы вносили изменения в спектакль, оставляя, впрочем, его основную линию неизменной.

В рамках сезона «Большого балета в кино» балет показывается в одной из двух редакций, идущих на сцене Большого театра – в редакции Юрия Григоровича. Бонусом для поклонников великого классического балета будут исполнители главных партий. В заглавной партии народная артистка России, одна из лучших Жизелей мира Светлана Захарова (только на то, как она поднимает ногу в арабеск, можно любоваться вечно); в партии ветреного возлюбленного Жизели, графа Альберта, мятежный и невероятный Сергей Полунин.

Краткое содержание

Действие I
Залитая солнцем маленькая, тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь.
Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт — не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее.
Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает свое знатное происхождение.

В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей.
Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими. Он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них его невеста Батильда. Однако лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане.
Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.

Действие II
Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы — невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне).
Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти.

История создания
История каждого великого балета — это непременно история любви. И «Жизель» — не исключение. Мы никогда не узнаем, как танцевала великая балерина Карлотта Гризи. Но никогда не забудем ее, потому что два не менее великих человека — хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье — были влюблены в Карлотту и создали для нее «Жизель».

Премьера спектакля была показана в июне 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд-опера. Зрители пришли оценить достоинства нового балета, в работе над которым объединились Адольф Адан, чьи выразительные, хотя и неприхотливые мелодии обеспечили ему звание одного из самых модных композиторов Парижа, прославленный поэт Теофиль Готье и модный сценарист Жюль-Анри Сен-Жорж, плодовитый хореограф Жан Коралли и его соперник Жюль Перро, одержавший победу только перед лицом истории (его имя даже не попало в премьерные афиши). Партнером Карлотты Гризи — юной звезды-гастролерши, честолюбиво стремившейся утвердиться на сцене первого театра Европы, — стал красавец премьер Люсьен Петипа, младший брат будущего знаменитого хореографа Мариуса Петипа. Перро не повезло и в любви: именно ради Люсьена вскоре оставит его выпестованная им балерина Карлотта Гризи.

«Жизель» была воспринята разборчивой публикой с энтузиазмом, хотя ей и отказывали в достоинствах, которые за десять лет до того потрясли парижан в «Сильфиде». Трогательная история любви пейзанки и знатного дворянина, переплетясь с поэтичным славянским поверьем о девушках, умерших до свадьбы и по ночам поднимающихся из своих могил, чтобы утолить не исчерпанную при жизни страсть к танцам, отлично вписывалась в романтическую атмосферу эпохи. Сюжет давал также возможность создать на сцене роскошное зрелище с многочисленными выходами, танцами, шествиями и фантастическими полетами. Этот пестрый стиль издавна культивировался европейским балетом и был любим публикой.Однако так же легко, как истаивает туман над печальным сельским кладби­щем, отошел в прошлое романтизм. Вместе с ним, как казалось в Европе, ка­нула в воспоминания и «Жизель». Век отдал предпочтение шумным праздни­кам, пышным феериям и торжествен­ным парадам. И все же «Жизели» суждено было пе­режить свою эпоху. Более того — пре­вратиться в спектакль-легенду, ос­таться бесспорной вершиной романтического балета.
 
«Жизель» на русской сцене
Через год после парижской премье­ры, в 1842 году, «Жизель» была показана в Петербурге, чуть позже — в Москве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдаю­щихся исполнительниц заглавной ро­ли, чья слава затмила славу первой Жизели — знаменитой Карлотты Гризи. В Большом театре эта партия украшала ре­пертуар практически всех ведущих балерин. В прошлом веке ее танцевали Марина Семенова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. Из сентиментально-красивой истории об обма­нутой любви «Жизель» постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти.

На петербургской и московской сце­нах «Жизель» неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета — Жюль Перро, затем — Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение че­ловека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой «Жизели». С той поры балет оста­вался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.

Однако даже совершенные спектакли меняются в соответствии со вкусами и настроениями времени. И современные хореографы неизменно стремятся подчеркнуть в «Жизели» все новые и новые нюансы, но при этом стараются не повредить веками испытанную на прочность хореографическую ткань спектакля.

В Большом театре «Жизель» шла почти без перерывов с 1944 года. Автором редакции классической хореографии был Леонид Лавровский. Трудно вспомнить стра­ну, где не видели и не любили бы это­го спектакля. Лишь несколько десяти­летий спустя сделать новую редакцию «Жи­зели» отважился Юрий Григорович.

Язык

Английский, французский

Продолжительность

2 часа 23 минуты

2015

12+

Расписание


27 мая / воскресенье

15:00

Жизель

Язык: английский, французский, русские субтитры

Формула Кино Европа

пл. Киевского вокзала, вл.2, ТРЦ «Европейский», м.Киевская

Билеты

Большой балет в кино. Сезон 2017-2018

Весь сезон

Также вас может заинтересовать

Семирамида

Анжела Мид и Элизабет ДеШонг в главных партиях в опере Джоаккино Россини

27 мая, воскресенье

15:00 Балтика

Язык: итальянский, русские субтитры

Импрессионисты

Документальный фильм Фила Грабски о выставке, исследующей корни знаменитого художественного течения

29 мая, вторник

19:30 Балтика

Язык: английский, русский закадровый перевод

Тоска

Соня Йончева и Витторио Григоло в главных партиях в трагедии Пуччини в постановке Дэвида Маквикара

3 июня, воскресенье

18:00 СИНЕМА ПАРК Ривьера

Язык: итальянский, русские субтитры

Мунк-150

Экскурсия по самой масштабной выставке работ Эдварда Мунка, приуроченной к 150-летию художника

30 июня, суббота

15:00 КАРО Sky 17 Авиапарк

Язык: английский, русский закадровый перевод

© TheatreHD 2018