Уильям Шекспир

Генрих V

Henry V

Спектакль в 2-х действиях

Шекспировская военная драма о битве при Азенкуре в постановке театра «Глобус» под руководством Доминика Дромгула с блистательным Джейми Паркером в роли Генриха V. Молодой король бросает вызов Франции, судьбе и себе, и выходит из эпичной битвы настоящим мужчиной. И хотя именно в этой пьесе звучит культовый для любого патриотичного британца монолог «Криспинов день», спектакль тронет даже тех, кто далек от военного пафоса.

Действующие лица и исполнители

Король Генрих V

Джейми Паркер

Принцесса Екатерина

Оливия Росс

Капитан Флуэллен

Брендан О'Хэй

Людовик, дофин

Курт Эгиаван

Над спектаклем работали


Хореограф

Шан Уильямс


Композитор

Клэр ван Кэмпен

О спектакле

Постановка Шекспировского театра «Глобус» (в сотрудничестве с Ливерпульскими театрами Everyman и Playhouse)

Шедевр Шекспира, заключительная часть трилогии о первых королях династии Ланкастеров (Генрих IV и Генрих V) на королевском престоле Англии. «Генриха V» можно назвать шекспировской «Войной и миром», так тесно переплетаются в пьесе картины хаоса и ужасов войны, примеры мужества и патриотизма, сцены из мирной жизни, внутренние монологи о поиске себя и, наконец, обретение любви и мира.
 
Сюжет основан на исторических событиях 1415 года, когда молодой король Генрих V отправился в поход на Францию, намереваясь вернуть принадлежавшие Англии земли. Кульминация сюжета – битва при городке Азенкур, которая закончилась оглушительной победой англичан. Заканчивается пьеса свадьбой Генриха V и Екатерины, дочери французского короля Карла VI.
 
Широта шекспировского взгляда на мир позволяет режиссерам делать акценты на разных аспектах пьесы: в центре интерпретации может оказаться ура-патриотизм и героический пафос; или, если выбрать пацифистский полюс, – война как бессмысленная мясорубка.
 
Доминик Дромгул избегает этих крайностей (и тем самым, кстати, сохраняет авторский гуманистический дух текста): его Генрих в исполнении Джейми Паркера – не супергерой, но и не пацифист. Невысокий, неказистый человек, далекий от королевской гордыни, искренний и честный с собой и со своими подданными; Генрих преодолевает сомнения и страх, выполняет свой долг перед страной и народом, – и тем самым становится истинным героем, который вдохновляет людей на подвиги. 
 
Постановка традиционна для «Глобуса» времен руководства Доминика Дромгула: минимализм декораций, скромная труппа (один актер может играть по три роли; а важную роль хора и вовсе исполняет прачка), лаконичное и стилизованное под аутентичную музыку XVII века музыкальное оформление Клэр ван Кэмпен (фирменное для «Глобуса»). Именно этот безошибочно узнаваемый стиль позволяет погрузиться с головой в атмосферу театра шекспировских времен, когда актеры подлинного «Глобуса» с легкостью разрушали четвертую стену, а зрители чувствовали себя сражающимися плечом к плечу с воинами Генриха V на полях у Азенкура.
 
Пьесу «Генрих V» неоднократно экранизировали и ставили на сцене. Роль английского короля исполняли звезды британского театра и кино Лоуренс Оливье («Король Генрих V», 1944); Кеннет Брана («Генрих V: Битва при Азенкуре», 1989); Том Хиддлстон («Пустая корона», 2012); Джуд Лоу («Генрих V», 2013, театр Ноэла Кауарда); Алекс Хэссел («Генрих V», 2015, Королевская Шекспировская компания).

Рецензия

Если русская литература вышла из гоголевской шинели, то театр «Глобус» – из «Генриха V». Все просто: «Генрих V» был первой пьесой, поставленной на сцене оригинальной деревянной сферы на левом берегу Темзы – той самой, на которую Шекспир ссылается в прологе. И если «Глобус» вышел из «Генриха V», то и «Генрих V», в свою очередь, вышел из «Глобуса». Например, в легендарной кинопостановке Лоуренса Оливье 1944 года, в которой действие начиналось на подмостках легендарного театра – и только потом шагало в реальность, во дворцы Лондона и Парижа и на кровавые поля Азенкура. Во многом, и сама английская актерская школа вышла из «Генриха V». Помимо великого Оливье, который был и остается, вероятно, самым популярным и славным исполнителем роли воинственного монарха, роль шекспировского короля была тем самым фундаментальным кремнем, о который большинство актеров английской сцены оттачивало свое мастерство. Одно перечисление Генрихов 20-го столетия звучит как список зала славы британского театра: Лоуренс Оливье, Ральф Ричардсон, Айвор Новелло, Ричард Бертон, Иэн Холм, Тимоти Далтон (да-да, Джеймс Бонд тоже вышел из кольчуги Генриха V), Алан Хауард, Кеннет Брана, Том Хиддлстон.

Если говорить о смысле и атмосфере самой пьесы, то трактовки прошлого столетия шли по одному из двух магистральных путей: заостряли патриотический пафос – как вышеупомянутый фильм Оливье, снятый на излете Второй мировой войны; либо старались погрузить зрителя в макабр бессмысленной бойни, как фильм Браны 1989 года. Нынешняя постановка «Глобуса» интересна тем, что не следует ни одной из двух популярных интерпретаций. В версии режиссера Доминика Дромгула война кажется лишь очередным плановым занятием короля и знати, а работа самого монарха пронизана будничностью, подобно любой другой профессии. 34-летний Джейми Паркер идеален внутри именно такой трактовки. Невысокий молодой человек довольно скромной наружности и не шибко горячего нрава, он меньше всего похож на горделивого монарха, куда больше – на шустрого пажа (и именно поэтому убедительнее выглядит в сценах, где его герой философствует в компании своих солдат, нежели когда ведет их в бой).

Дело еще и в том, что для нынешней аудитории «Глобуса» – как и для первых шекспировских зрителей – этот «Генрих V» стал логическим развитием и завершением всего исторического цикла, связанного с личностью монарха. В 2010-ом Джейми Паркер впервые сыграл будущего короля в постановке двухчастной хроники, посвященной его отцу – Генриху IV, показав, таким образом, всю прогрессию своего героя: от проделок принца-шалуна, наперсника пузатого Фальстафа, к унаследованной позиции властелина английского трона. Удалось ли Паркеру отбросить несмышленость своих юношеских подвигов и полностью перевоплотиться в лидера нации, не так уж важно – сам факт преемственности добавляет глобусовскому циклу правдивости и человечности.

Что касается правдивости и реалистичности самого спектакля, то, разумеется, исторические хроники Шекспира, благодаря размаху и перенаселенности персонажами, сложнее всего поддаются минималистической адаптации. Дромгул и компания элегантно вышли из положения: зритель оценит изящно стилизованные батальные сцены и скромные фейерверки симметрично порхающих по сцене пушечных снарядов. Искомого гуманизма добавляет и тот простой театральный факт, что практически все актеры задействованы в двух, а то и в трех ролях; таким образом, король одного эпизода может запросто обернуться простолюдином, а глуповатый солдафон – перевоплотиться в изнеженного аристократа. Вполне пролетарского духа добавляет и тот факт, что важнейшую в повествовательном плане роль хора режиссер доверил прачке. В «Глобусе» даже простая прачка может управлять королевством!

Автор рецензии: Леонид Александровский

Язык

Английский

Продолжительность

2 часа 54 минуты с одним антрактом

Действие 1

79 мин

Антракт

10 мин

Действие 2

86 мин

2012

16+

Расписание


К сожалению, в данный момент в Вашем городе показов нет. Следите за обновлениями.


Также вас может заинтересовать

Загадочное ночное убийство собаки

«Загадочное ночное убийство собаки» в постановке Мэриэнн Эллиотт. В главной роли – Люк Трэдуэй.

18 декабря, вторник

19:30 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, русские субтитры

Безумие Георга III

Постановка знаменитой пьесы Алана Беннетта про британского короля, который сошел с ума.

18 декабря, вторник

19:30 СИНЕМА ПАРК Метрополис

Язык: английский, русские субтитры

Щелкунчик

Волшебная рождественская сказка для детей и взрослых.

23 декабря, воскресенье

18:00 Формула Кино Сити

Язык: английский, французский, русский, русские субтитры

Прямая трансляция

Двенадцатая ночь

Самая знаменитая «Двенадцатая ночь» XXI века с участием британских суперзвезд Марка Райлэнса и Стивена Фрая.

23 декабря, воскресенье

18:00 СИНЕМА ПАРК Метрополис

Язык: английский, русские субтитры

© TheatreHD 2018