Джакомо Пуччини

Мадам Баттерфляй

Madame Butterfly

Опера в 3-х действиях

Этапная постановка для Мет ознаменовала вступление в должность Питера Гелба и пришествие в консервативный оперный дом не просто зрелищного, а режиссерского, междисциплинарного театра. Энтони Мингелла, лауреат и неоднократный номинант «Оскара», сумел сосредоточить пуччиниевскую драму в ярких выразительных деталях: его Япония узнаваема и в то же время уникальна. В главных партиях – Кристине Ополайс и Роберто Аланья, чьи вокальные и артистические дарования идеально подходят для музыки Пуччини.

Действующие лица и исполнители

Над спектаклем работали


Режиссёр-постановщик

Энтони Мингелла


Режиссёр и хореограф

Кэролайн Чоа


Сценография

Майкл Ливайн


Художник по костюмам

Хан Фэн


Художник по свету

Питер Мамфорд

О спектакле

Интерес к Японии захлестнул Европу в конце XIX века: светское общество жаждало экзотики, но не для того, чтобы изучить необычное, а для того, чтобы расцветить привычную жизнь. Кимоно и чайные церемонии, борьба сумо и театр Кабуки оказываются в центре внимания, а любовь европейца и японки становится модным сюжетом романов, оперетт, драм и опер. Но в большинстве случаев японский колорит служил лишь яркой оболочкой совершенно стандартным мелодраматически м ситуациям.

Джакомо Пуччини, принимаясь за работу над «Мадам Баттерфляй», несомненно следовал моде. Но он сумел наполнить оперу подлинно японским духом, включив в партитуру оригинальные мелодии, добавив в оркестр японские колокольчики, тамтамы и челесту. Одной из задач композитора стало воссоздание местного колорита, а не использование его в качестве дополнительной краски для европейской мелодрамы. Вероятно поэтому редкая постановка «Мадам Баттерфляй» может обойтись без кимоно, ширм и бумажных перегородок: в центре оперы не просто история любви, а конфликт Востока и Запада, глубинное непонимание, в котором и кроется исток трагедии.

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ I

Япония, начало XX века. Лейтенант военно-морского флота США Б. Ф. Пинкертон осматривает домик на холме с видом на гавань Нагасаки, который снимает у брачного маклера Горо. Горо также заключил для него контракт с юной гейшей Чио-Чио-сан по прозвищу Мадам Баттерфляй. На свадьбу приходит  американский консул Шарплес, и Пинкертон описывает ему свою философию бесстрашного янки, странствующего по свету в поисках удовольствий. Он не уверен, любит он юную гейшу, или это просто каприз, но соглашается на брачную церемонию. Шарплес предупреждает его, что девушка может отнестись к этому серьёзно, но Пинкертон отмахивается и говорит, что однажды возьмёт себе настоящую, американскую жену.

На холм поднимается Баттерфляй с подругами. Официально представившись жениху, она рассказывает, что ей 15 лет, её семья когда-то занимала важное положение, но теперь обеднела, и Баттерфляй вынуждена зарабатывать на жизнь ремеслом гейши. Приходят её родственники и заводят разговор о свадьбе. Чио-Чио-сан показывает Пинкертону свои немногочисленные вещи и вполголоса говорит, что была в христианской миссии и примет религию мужа. Имперский комиссионер оглашает брачный контракт, родственники поздравляют молодых. Вдруг раздаётся грозный голос: это дядя Баттерфляй, священник-бонза. Он проклинает девушку за переход в христианство и отказ от религии предков. Пинкертон приказывает всем уйти, потрясённые родственники принимают сторону бонзы и отрекаются от Чио-Чио-сан. Пинкертон старается нежными словами утешить Баттерфляй. Служанка Сузуки помогает ей облачиться в свадебное кимоно, и Баттерфляй идёт к Пинкертону в сад, где под звёздным небом они осуществляют брак.

ДЕЙСТВИЕ II, ЧАСТЬ I

Прошло три года, и Баттерфляй ждёт возвращения мужа. Шарплес приносит письмо от Пинкертона, но не успевает он его прочесть, как появляется Горо с очередным женихом для Баттерфляй, богатым князем Ямадори. Баттерфляй вежливо подаёт гостям чай, но настаивает на том, что она несвободна – её американский супруг не бросил её, а временно уехал. Она отказывает Горо и Ямадори.

Шарплес собирается прочесть письмо, но Баттерфляй всё время перебивает его, взволнованно расспрашивая о муже. Наконец консул спрашивает, что она станет делать, если Пинкертон так и не вернётся. Потрясённая Баттерфляй отвечает, что в таком случае у неё два выбора – либо снова стать гейшей, либо – что предпочтительнее – умереть. Шарплес говорит, что, может быть, ей всё же стоит подумать над предложением Ямадори. «А как же это?» – восклицает разгневанная Баттерфляй, показывая консулу своего маленького сына. Шарплес не находит в себе сил рассказать ей о содержании письма и уходит, пообещав сообщить Пинкертону о ребёнке.

Из порта доносится пушечный выстрел, возвещающий о прибытии корабля. Баттерфляй и Сузуки смотрят в подзорную трубу и видят название корабля Пинкертона. Счастливая Баттерфляй вместе с Сузуки украшает дом сорванными в саду цветами. Наступает ночь. Баттерфляй с сыном и Сузуки смотрят на гавань и ждут.

ДЕЙСТВИЕ II, ЧАСТЬ II

На рассвете Сузуки уговаривает Баттерфляй поспать. Баттерфляй уносит ребёнка в другую комнату. Приходят Шарплес и Пинкертон со своей новой женой Кейт. Сузуки понимает, кто эта американка, и соглашается рассказать всё Баттерфляй. Пинкертон терзается чувством вины и поспешно уходит, вспоминая дни, проведённые в маленьком домике. Чио-Чио-сан вбегает, ожидая увидеть Пинкертона, но вместо него её встречает Кейт. Понимая, что произошло, Чио-Чио-сан соглашается отдать ребёнка, но настаивает, чтобы за сыном пришёл сам Пинкертон. Она велит всем уйти и достаёт кинжал, которым её отец покончил с собой, предпочитая с честью умереть, чем жить с позором. Вбежавший ребёнок прерывает её намерение, но она прощается с ним и завязывает ему глаза. Пинкертон зовёт Баттерфляй, и в этот момент она наносит себе удар.

Язык

Итальянский

Продолжительность

2 часа 40 минут с одним антрактом

Действие 1

57 мин

Антракт

10 мин

Действие 2

93 мин

2016

16+

Расписание


К сожалению, в данный момент в Вашем городе показов нет. Следите за обновлениями.


The Met: Летний сезон 2018

Весь сезон

Также вас может заинтересовать

Дега: Страсть к совершенству

14 ноября, среда

19:30 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, русский закадровый перевод

Самсон и Далила

Элина Гаранча и Роберто Аланья в библейской истории.

18 ноября, воскресенье

15:00 Формула кино ЦДМ

Язык: французский, русские субтитры

Нуреев: Его сцена - весь мир

Документальный фильм о жизни и творчестве легендарного танцовщика и хореографа Рудольфа Нуреева

18 ноября, воскресенье

15:00 КАРО 7 Атриум

Язык: английский, русские субтитры

Безумие Георга III

Постановка знаменитой пьесы Алана Беннетта про британского короля, который сошел с ума.

20 ноября, вторник

22:00 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, английские субтитры

© TheatreHD 2018