Джоаккино Россини

Семирамида

Semiramide

Опера в 2-х действиях

Спектакль Джона Копли возвращает оперному театру грандиозность, статуарность и роскошь – как визуальную, так и вокальную. Историю о древней ассирийской царице и ее вероломном военачальнике с подобающим сюжету величием представляют Анжела Мид, Ильдар Абдразаков и Хавьер Камарена. В их устах россиниевские колоратуры перестают быть пустым музыкальным украшением, а становятся мощным психологическим оружием – или чудесным подарком.

Действующие лица и исполнители

Над спектаклем работали


Постановка

Джон Копли


Сценография

Джон Конклин


Костюмы

Майкл Стеннет

О спектакле

Каково это – при жизни почитаться самым влиятельным композитором своей эпохи? Моцарту это было неведомо; Верди и Вагнер делили пьедестал друг с другом; но первая треть XIX века, безусловно, прошла под звездой Джоаккино Россини (1792–1868). Это сейчас мы знаем его как автора изящных комических вещиц: «Золушка», «Граф Ори», и, конечно, «Севильский цирюльник». А в свое время Европу потрясали его серьезные, полные страсти драмы: «Отелло» (написанный за 70 лет до одноименной оперы Верди), «Дева озера», «Вильгельм Телль».

Такой же серьезной работой стала и «Семирамида», написанная в 1823 году для венецианского театра Ла Фениче. В ней Россини заставил напоследок ярким светом вспыхнуть угасшие уже традиции эпохи барокко. Нет, он не пытался воскресить речитативы, сопровождаемые вместо оркестра клавесином, или отказаться от использования хоров. Но, как было принято в XVIII веке, он взял хитро сплетенное либретто на сюжет древней легенды и сделал упор на предельно изощренное, полное украшений пение солистов. Такое, что когда исполнитель-виртуоз поет арию, действие спектакля замирает, чтобы мы могли насладиться красотой голоса и музыки. Однако в операх барокко центральные мужские партии исполняли певцы-кастраты, которых во времена Россини уже не было. Так что он написал роль главного героя для максимально похожего голоса – женского меццо-сопрано.

Источником для «Семирамиды» послужила пьеса Вольтера 1748 года. У заглавной героини есть исторический прототип – царица Ассирии по имени Шаммурамат, жившая в XI веке до нашей эры (и, вопреки устоявшемуся мнению, не имевшая отношения к висячим садам). Отголоски легенд о том, как она убила своего мужа, чтобы править единолично, легли в основу либретто оперы.

Спектакль Джона Копли впервые был поставлен на сцене Метрополитен Оперы в 1990 году и теперь возвращается после четвертьвекового перерыва. Костюмы Майкла Стеннета отсылают к традиции постановки барочных опер в том виде, как они ставились в XVIII веке, когда художественная достоверность была важнее исторической, а декорации Джона Конклина демонстрируют увядающую роскошь Вавилона.

Краткое содержание

Акт I

Индийский царь Идрено посещает вавилонский храм Ваала, где служит верховный жрец божества Орой. Принц Ассур, чей род восходит к Ваалу, приносит своему богу жертвы. Он надеется стать преемником царицы Семирамиды на троне. Входит Семирамида. Внезапно ударяет молния, и священное пламя на жертвеннике гаснет. Орой считает это дурным предзнаменованием: пока не отомщен погибший супруг Семирамиды, царь Нин, называть нового царя не следует. Церемония прервана, все расходятся.

Появляется Арзак — капитан ассирийской армии, прибывший по тайному указанию царицы. Он мечтает увидеть приближенную Семирамиды, свою возлюбленную принцессу Адзему, которую он когда-то спас от варваров. Арзак вручает Орою ящичек, завещанный умирающим отцом. Арзак узнает, что Ассур может быть убийцей его отца.

Арзак намерен просить у Семирамиды руки Адземы, но Ассур, также влюбленный в нее, возмущен: принцесса Адзема предназначена в жены пропавшему принцу Нинию, сыну Нина.

Семирамида ждёт встречи с Арзаком, за которого она мечтает выйти. Оракул предсказал, что её душевные муки прекратятся, когда она снова выйдет замуж. Появляется Арзак. Семирамида уверяет его, что Ассур не получит Адзему. Арзак полагает, что царица знает о его любви к Адземе, однако Семирамида ошибочно полагает, что Арзак влюблён в неё.

Семирамида объявляет жрецам и придворным, что Арзак станет царём и её мужем. Все поражены, и удивление возрастает, когда царица обещает Адзему в жёны Идрено. Раздаются гром и молния, свидетельствующие о недовольстве богов; появляется призрак погибшего царя Нина. Он объявляет, что Арзак станет царём, но только после того, как принесет искупительную жертву. Арзак бесстрашно клянётся отомстить за павшего царя, однако призрак исчезает, предостерегая Семирамиду не следовать за ним, пока не придёт её время. Толпа гадает, кто мог разгневать богов.

Акт II

В зале Ассур напоминает Семирамиде, что он подстроил смерть Нина, чтобы та взошла на престол, и что она обещала свою руку в награду. Царица отрицает его слова и говорит, что, если бы её сын был жив, он бы помог ей. Ассур намерен отомстить.

В святилище Орой рассказывает Арзаку, что на самом деле тот — принц Ниний, и показывает ему свиток, написанный умирающим Нином, в котором он назвал Ассура и Семирамиду своими убийцами. Арзак клянётся убить Ассура, но не может поднять руку на собственную мать.

Адзема оплакивает потерю возлюбленного, но, когда появляется Идрено, она понимает, что Арзак ещё не женился на царице. Идрено надеется, что Адзема всё же полюбит его. Входят Семирамида и Арзак, который объявляет, что не может жениться, и показывает царице роковой свиток. Мучимая чувством вины, она умоляет новообретённого сына убить её и отомстить за отца, но Арзак надеется, что боги смилуются над его матерью.

У мавзолея Нина Ассур узнаёт от заговорщиков, что Орой запугал народ предзнаменованиями, и они упустили шанс захватить трон. Ассур планирует спрятаться в мавзолее и напасть на Арзака, но внезапно ему является ужасное видение — железная рука, размахивающая мечом. Его отряд недоумевает, полагая, что Ассур сошел с ума, но видение исчезает, и он приходит в себя. Не боясь гнева богов, он входит в мавзолей.

В катакомбах под мавзолеем жрецы ждут предателя, который намерен осквернить стены гробницы. Арзак и Орой входят в катакомбы и прячутся, поджидая противника. Появляются Ассур и Семирамида, которая надеется спасти Арзака. Все блуждают в темноте, охваченные страхом. Орой призывает Арзака нанести удар, тот случайно вонзает меч в Семирамиду, вставшую между ним и Ассуром. Орой приказывает арестовать Ассура и останавливает Арзака, пришедшего в отчаяние от того, что он случайно убил мать. Народ радуется победе богов и просит Арзака стать царём.

Язык

Итальянский

Продолжительность

3 часа 43 минуты с одним антрактом

Действие 1

110 мин

Антракт

28 мин

Действие 2

85 мин

2018

16+

Расписание


К сожалению, в данный момент в Вашем городе показов нет. Следите за обновлениями.


The Met: Live in HD. Сезон 2017-2018

Весь сезон

Также вас может заинтересовать

Дега: Страсть к совершенству

14 ноября, среда

19:30 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, русский закадровый перевод

Гамлет: Камбербэтч

Бенедикт Камбербэтч в главной роли в знаменитой трагедии Уильяма Шекспира.

16 ноября, пятница

19:30 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, русские субтитры

Я, Клод Моне

Документальный портрет одного из величайших художников человечества

21 ноября, среда

19:30 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, русский закадровый перевод

Кошка на раскалённой крыше

Сиенна Миллер и Джек О’Коннелл в пьесе Теннесси Уильямса в постановке театра «Янг Вик».

25 ноября, воскресенье

15:00 Формула кино ЦДМ

Язык: английский, русские субтитры

© TheatreHD 2018