Борис Асафьев

Пламя Парижа

Балет в 2-х действиях

Балет о судьбах людей на фоне революционной борьбы, сколь динамичный, столь и трагический, с невероятным накалом страстей и не менее невероятными танцами – один из любимых зрителями всего мира балетов Большого театра.

Действующие лица и исполнители

Жером, брат Жанны

Денис Савин

Филипп, марселец

Игорь Цвирко

Коста де Борегар, маркиз

Семён Чудин

Аделина, дочь маркиза

Ана Туразашвили

Мирей де Пуатье, актриса

Кристина Кретова

Антуан Мистраль, актер

Артём Овчаренко

Жаркас, старуха

Ирина Зиброва

Жильбер, капитан марсельцев

Александр Водопетов

Людовик XVI, король

Геннадий Янин

Мария-Антуанетта, королева

Нелли Кобахидзе

Над спектаклем работали


Хореография

Алексей Ратманский


Художник по свету

Дамир Исмагилов


Дирижер-постановщик

Павел Сорокин


Художник-постановщик

Илья Уткин, Евгений Монахов


Художник по костюмам

Елена Марковская

О спектакле

Народно-революционная драма «Пламя Парижа» была поставлена хореографом Василием Вайноненом на музыку Асафьева в 1932 году к очередной годовщине Великой французской революции. Пережив взлеты и забвение, спектакль вновь вернулся на сцену Большого театра, теперь в постановке Алексея Ратманского. Не потеряв своей страстности и темпераментности, «Пламя Парижа» приобрело новые черты, заставляя зрителя взглянуть на эпохальное событие, каким, несомненно, являлась французская революция, через призму жизни обычных людей.

Алексей Ратманский частично использовал оригинальную хореографию Вайнонена, но его балет получился о другом: он не о победе пролетариата, а о судьбах людей на фоне революционной борьбы и столкновения классов. Глубоко рефлексирующий хореограф, Ратманский в своих спектаклях часто говорит о столкновении личности и общества и трагических последствиях этого столкновения. В «Пламени Парижа» Ратманского есть место революционному экстазу и любви, сражениям и потерям, вере в светлое будущее и краху всех надежд, лирическому адажио и грандиозному танцу басков, пришедшему по наследству из спектакля Вайнонена и сводящему с ума зал в любой стране мира. 

Либретто Александра Белинского и Алексея Ратманского на основе и с использованием оригинального либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева.

Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Предместье Марселя — города, именем которого назван великий гимн Франции. 
Через лес движется большая группа людей. Это батальон марсельцев, направляющийся в Париж. Об их намерениях можно судить по пушке, которую они везут с собой. Среди марсельцев — Филипп. 

Именно возле пушки Филипп знакомится с крестьянкой Жанной. Он целует ее на прощанье. Брат Жанны Жером полон желания присоединиться к марсельцам. 

Вдали виднеется замок владетельного Маркиза Коста де Борегара. К замку возвращаются охотники, среди которых Маркиз и его дочь Аделина. 

«Благородный» Маркиз домогается хорошенькой крестьянки Жанны. Та пытается освободиться от его грубых ухаживаний, но это удается только с помощью Жерома, вставшего на защиту сестры. 

Жером избит охотниками из свиты Маркиза и брошен в подвал тюрьмы. Аделина, наблюдавшая эту сцену, освобождает Жерома. В их сердцах зарождается взаимное чувство. Зловещая старуха Жаркас, приставленная Маркизом следить за дочерью, доносит о побеге Жерома своему обожаемому хозяину. Тот дает дочери пощечину и приказывает сесть в карету в сопровождении Жаркас. Они едут в Париж. 

Жером прощается с родителями. Ему нельзя оставаться в имении Маркиза. Он и Жанна уходят с отрядом марсельцев. Родители безутешны. 
Идет запись в отряд добровольцев. Вместе с народом марсельцы танцуют фарандолу. Люди меняют шапки на фригийские колпаки. Жером получает в руки оружие из рук предводителя повстанцев Жильбера. Жером и Филипп «впрягаются» в пушку. Отряд движется к Парижу под звуки «Марсельезы».

Картина 2

«Марсельезу» сменяет изысканный менуэт. Королевский дворец. Сюда прибыли Маркиз и Аделина. Церемониймейстер объявляет начало балета. 

Придворный балет «Ринальдо и Армида» с участием парижских звезд Мирей де Пуатье и Антуана Мистраля:
Сарабанда Армиды и ее подруг. Из похода возвращаются войска Армиды. Ведут пленных. Среди них принц Ринальдо. 
Амур ранит сердца Ринальдо и Армиды. Вариация Амура. Армида освобождает Ринальдо.

Па де де Ринальдо и Армиды.
Появление призрака невесты Ринальдо. Ринальдо бросает Армиду и плывет на корабле за призраком. Армида вызывает заклятиями бурю. Волны выбрасывают Ринальдо на берег, его окружают фурии.
Танец фурий. Ринальдо падает мёртвым к ногам Армиды.

Появляются Король Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Следуют приветствия, клятвы верности и тосты за процветание монархии.
Подвыпивший Маркиз своей очередной «жертвой» избирает Актрису, за которой «ухаживает» так же, как за крестьянкой Жанной. С улицы доносятся звуки «Марсельезы». Придворные и офицеры в смятении.Аделина, воспользовавшись этим, убегает из дворца.

Действие II
Картина 3

Площадь в Париже, куда прибывают марсельцы, среди которых Филипп, Жером и Жанна. Выстрел пушки марсельцев должен подать сигнал к началу штурма Тюильри.

Вдруг на площади Жером видит Аделину. Он бросается к ней. За их встречей следит зловещая старуха Жаркас.

Между тем, в честь прибытия отряда марсельцев на площадь выкатили бочки с вином. Начинаются танцы: овернский сменяется марсельским, за ним начинается темпераментная пляска басков, в которой принимаютучастие все герои — Жанна, Филипп, Аделина, Жером и капитан марсельцев Жильбер.

В толпе, разгоряченной вином, там и тут возникают бессмысленные драки. Кукол, изображающих Людовика и Марию-Антуанетту, рвут на куски. Жанна под пение толпы танцует карманьолу с копьем вруках. Пьяный Филипп поджигает фитиль — гремит пушечный залп, после которого вся толпа бросается на штурм.

На фоне выстрелов и барабанного боя объясняются в любви Аделина и Жером. Они не видят никого вокруг, только друг друга.
Во дворец врываются марсельцы. Впереди Жанна со знаменем в руках. Бой. Дворец взят.

Картина 4

Народ заполняет площадь, украшенную огнями. На трибуну поднимаются члены Конвента и нового правительства. 

Народ ликует. Знаменитые артисты Антуан Мистраль Мирей де Пуатье, раньше развлекавшие короля и придворных, теперь танцуют для народа танец Свободы. Новый танец мало чем отличается от старого, только теперь в руках у актрисы знамя Республики. Художник Давид зарисовывает празднество. 

Возле пушки, из которой прозвучал первый залп, Председатель Конвента соединяет руки Жанны и Филиппа. Это первые молодожены новой Республики. 

Звуки свадебного танца Жанны и Филиппа сменяются глухими ударами падающего ножа гильотины. Выводят приговоренного Маркиза. Увидев отца, Аделина бросается к нему, но Жером, Жанна и Филипп умоляют ее не выдавать себя. 

Чтобы отомстить за Маркиза, Жаркас предает Аделину, назвав ее истинное происхождение. Разъяренная толпа требует ее смерти. Вне себя от отчаянья, Жером пытается спасти Аделину, но это невозможно. Ее ведут на казнь. Опасаясь за свою жизнь, Жанна и Филипп, удерживают рвущегося из их рук Жерома. 

А праздник продолжается. Под звуки «Ca ira» победивший народ движется вперед.

Язык

Английский, французский

Продолжительность

2 часа 14 минут с одним антрактом

Действие 1

65 мин

Антракт

19 мин

Действие 2

50 мин

2018

12+

Расписание


К сожалению, в данный момент в Вашем городе показов нет. Следите за обновлениями.


Кадры

Большой балет в кино. Сезон 2017-2018

Весь сезон

Также вас может заинтересовать

Мэтью Борн: Кар Мен

Балет Мэтью Борна по мотивам оперы Жоржа Бизе «Кармен»

21 июля, суббота

15:00 КАРО 11 Октябрь

Язык: английский, русские субтитры

Дэвид Хокни. Поп-арт в Королевской академии художеств

Кинематографический портрет одного из крупнейших мастеров XXI века работы режиссёра Фила Грабски.

31 июля, вторник

11:00 Кинозал ГУМ

Язык: английский, русский закадровый перевод

Комеди Франсез: Британик

«Британик» Жана Расина в постановке театра «Комеди Франсез»

7 августа, вторник

19:30 Формула кино ЦДМ

Язык: французский, русские субтитры

Леонардо HD

Экскурсия по выставке «Леонардо да Винчи: художник миланского двора» в The National Gallery в Лондоне

11 августа, суббота

15:00 КАРО Vegas 22

Язык: английский, русский закадровый перевод

© TheatreHD 2018