Театральный киносезон 2016-2017: театр: Кориолан
TheatreHD: театральные спектакли на киноэкране TheatreHD: театральные спектакли на киноэкране
   

Кориолан

Coriolanus


Страна: Великобритания
Год: 2014
Режиссер: Джози Рурк
В ролях: Том Хиддлстон, Марк Гэтисc, Дебора Файндлей, Хэдли Фрэйзер, Питер Де Джерси и др.
Жанр: спектакль
Язык: английский
Перевод: русские субтитры
Хронометраж: 3 часа 9 минут
Возраст:: 16+

Маленький театр «Донмар», что в Ковент-Гардене за углом от Вест-Энда, с самого момента своего зарождения в конце 70-х служил своеобразной инновационной площадкой для прогона и обкатки нетривиальных сценических проектов. Сперва – выступая театральной лабораторией и лондонской витриной для Королевской Шекспировской компании; затем, уже под началом Сэма Мендеса, – в качестве самой престижной «малой сцены» театрального Лондона. Сегодняшний «Донмар» (побывавший в своих прошлых жизнях хранилищем хмеля для локальной пивоварни, киностудией и складом бананов) известен также и тем, что именно на его крошечную сцену любят возвращаться звезды британского театра, знакомые остальному миру, прежде всего, в амплуа голливудских звезд. Именно в «Донмаре» Юэн МакГрегор играл Яго, Джуд Лоу – Гамлета, а Кеннет Брана – чеховского Иванова. И именно на его сцене в декабре прошлого года Том Хиддлстон впервые предстал в образе неистового римского военачальника Кориолана.

Самая незаигранная и, в то же время, самая яростно маскулинная трагедия Шекспира, «Кориолан» легко обнаруживается в резюме всех «обычных подозреваемых» британской театральной школы; играли его и Лоуренс Оливье, и Энтони Хопкинс, и Иэн МакКеллен (среди менее очевидных фигурантов звездного «кориолановского» списка – Кристофер Уокен). Самым известным современным «Кориоланом» стала киноверсия Рэйфа Файнса 2011 года – брутальная модернизация, реализованная на пределе кровавости и актерской самоотдачи. В том, что на кориолановом пьедестале лорда Волдеморта сменяет антагонист другой популярной суперегеройской саги – трикстер Локи (именно этот персонаж «Тора» и «Мстителей» сделал Тома Хиддлстона кинозвездой) – есть своя логика; в конце концов, Локи, подобно Кориолану, тоже не чурается самообмана на предмет собственной классовой исключительности. Интересно, что именно это горячечное самовозвеличивание Кориолана в качестве высшего существа в свое время послужило причиной кратковременного запрета на постановку пьесы в предвоенной Франции; тогдашние деятели галльской культуры посчитали трагедию Шекспира слишком «фашистской» по духу.

Разумеется, проблематика образа погрязшего в пропаганде собственной верховности лидера остается предельно актуальной и в наше время. Именно это и позволило режиссеру (и новому художественному руководителю «Донмара») Джози Рурк в равной степени успешно вдохновляться и цветовой гаммой архитектуры доимперского Рима, и парламентскими драками дня сегодняшнего, и компьютерным дизайном а-ля «Матрица». В свою очередь, подсмотренный у Файнса кровавый натурализм некоторых сцен (омовение героя после битвы, казнь Кориолана) не кажется излишним на фоне эмоционального экстремизма и фрейдистских нюансов образа Волумнии, получающей почти сексуальное удовольствие от лицезрения полученных в бою ран своего сына.

Отдельных слов заслуживает удивительно эклектичный – и в то же время цельный – актерский состав постановки, ни в чем не уступающий звездной труппе фильма Файнса. Помимо безупречно солирующего Хиддлстона, отдающего дань пластике и физкультурности Лоуренса Оливье (и временами напоминающего Колина Фаррелла в стоуновском «Александре»), это и неожиданный Марк Гэтисс, известный всем и каждому в роли Майкрофта Холмса в сериале BBC, и великолепная Дебора Файндлей, переплюнувшая своей Волумнией саму Ванессу Редгрейв, и датчанка Биргитта Йорт Сёренсен, звезда великолепной «Жены художника» Билле Аугуста, «украденная» Рурк из очередного скандинавского телевизионного хита «Правительство». Выше всяких похвал и музыка, написанная к спектаклю композитором-резидентом «Донмара» Майклом Брюсом – завораживающий электронный саундтрек, делающий жизнеописание «человека-дракона» Кориолана еще более выпуклым и драматичным.

Джози Рурк

Прежде чем возглавить «Донмар», Джози Рурк выполняла те же творческие и административные обязанности на другой прославленной камерной лондонской сцене – вдали от Вест-Энда, в Bush Theatre, что в районе Хаммерсмит и Фулэм. В этой огненной реторте современной британской драматургии Рурк поставила немало запоминающихся спектаклей, среди которых особенно памятна постановка пьесы Энтони Вея «Две тысячи футов» с Джозефом Файнсом и Иэном Хартом. Среди шекспировских спектаклей Рурк – адаптированное Нилом ЛаБьютом «Укрощение строптивой» в Шекспировском Театре Чикаго и «Много шума из ничего» в лондонском Wyndham’s Theatre (с Дэвидом Теннантом и Кэтрин Тейт). В «Донмаре» Джози стартовала с захваленных критикой «Физиков» Дюренматта и новой постановки шедевра ирландского драматурга Конора Макферсона «Уир». «Кориолан» – шестая работа Рурк после принятия поста художественного руководителя «Донмара».

Том Хиддлстон

Уроженец Вестминстера, выпускник Итона, Кембриджа и Королевской академии драматического искусства, Том Хиддлстон катапультировался на высшие уровни актерской иерархии благодаря протекции великого Кеннета Браны. Примерно шесть лет назад Брана приметил молодого Кассио в донмаровском «Отелло» (том самом, где Яго играл МакГрегор) и позвал 27-летнего Тома сперва на роль полицейского Мартинссона в телесериал «Валландер», потом – сыграть Львова в «Иванове» (в том же «Донмаре»), и, наконец, утвердил на роль Локи в первую часть «Тора». За ролью Локи посыпались новые успешные работы в фильмах живых киноклассиков – Спилберга («Боевой конь») и Терренса Дэвиса («Глубокое синее море»). Несмотря на то, что фильмы с Локи-Хиддлстоном растут как на дрожжах («Тор 2: Царство тьмы», «Мстители»), актер не забывает о корнях: продолжает сниматься у режиссера Джоанны Хогг («Выставка»), играет шекспировские роли на BBC («Пустая корона») и в театре.

Марк Гэтисс

Один из самых популярных тружеников британского телевидения, Гэтисс поучаствовал в создании, как минимум, трех долгоиграющих шедевров BBC – «Лиги джентльменов» (звездой и сценаристов которых он был вместе со своими вечными подельниками Рисом Шерсмитом и Стивом Пембертоном), «Доктора Кто» (в качестве сценариста), и, разумеется, «Шерлока», на котором Марк совмещает должности сценариста и Майкрофта. Уже в апреле мы увидим Гэтисса в другом популярном телевизионном хите: в этом году Марк влился в актерский состав четвертого сезона «Игры престолов». Стоит выделить и пару написанных им телефильмов BBC – феерию «Первые люди на Луне» по мотивам романа Герберта Уэллса (Гэтисс сыграл в ней одну из главных ролей в паре с вездесущим Рори Кинниром) и «Путешествие во времени и пространстве» – документальную драму о создании самого первого эпизода «Доктора Кто». В перерывах между телевизионными проектами Марк играет в театре (транссексуал Аградо в спектакле по мотивам фильма Альмодовара «Все о моей матери» в театре «Олд Вик», «Офицер-вербовщик» Джорджа Фаркера – спектакль Рурк в «Донмаре») и кино («Золотая молодежь» Стивена Фрая, «Матч Пойнт» Вуди Аллена).

Автор текста Леонид Александровский