Девушка с жемчужной сережкой

Girl with a Pearl Earring


Страна: Великобритания
Год: 2014
Режиссер: Дэвид Бикерстафф
Жанр: фильм-выставка
Язык: английский
Перевод: русский закадровый перевод
Хронометраж: 1 час 20 минут
Возраст:: 12+

Королевскую галерею Маурицхейс называют «жемчужиной Гааги»; и действительно, это небольшое – и будто вырастающее, как и все в Голландии, из воды – здание хранит в себе великие сокровища: около 800 полотен Золотого века голландской живописи. Главным «суперхитом» коллекции галереи Маурицхейс, концептуальным образом, является легендарная «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера – картина, ставшая главной героиней и центром повествования нового фильма-выставки. «Мона Лиза севера», картина, превращающая Голландию, по словам одного особенно восторженного критика, «в священную землю». «Девушка» Вермеера, и правда, является одним из самых энигматических шедевров мировой живописи. Кто изображен на картине? Что связывало художника и модель? Кому предназначался этот поворот головы и этот полный чувственности взгляд девушки в тюрбане? Над этими вопросами вот уже второе столетие бьются не только искусствоведы и энтузиасты голландской живописи, но и, например, писатели – в частности, американка Трейси Шевалье, автор известного романа, экранизация которого в свое время превратила Скарлетт Йоханссон в любимицу публики. Шевалье приняла самое живое участие и в этом фильме – в качестве одного из «неофициальных» специалистов по творчеству Вермеера.

 «Официальных» специалистов в фильме Бикерстаффа тоже хоть отбавляй: гидами в этом путешествии внутрь «жемчужины» галереи Маурицхейс выступили видные эксперты, среди которых – директор музея Эмили Горденкер, куратор европейских выставок нью-йоркского Метрополитен-музея Уолтер Лидтке, старший куратор галереи Маурицхейс Квентин Бувело и другие специалисты по голландскому Золотому веку. Из их комментариев можно узнать массу интересного: о том, что у Вермеера было 11 детей, и что он умер от «финансового стресса»; о том, что «Девушка» – совсем не портрет, но картина в сугубо голландском и плохо переводимом на другие языки жанре «tronie»; о том, что главным источником вдохновения Вермеера при работе над его шедевром могло оказаться изображение… щегола (!). Пресловутый эротический аспект «Девушки» тоже не ускользнул от пытливых и прекрасно информированных комментаторов: несколько реплик повящены художественным средствам, с помощью которых художник добился того, чтобы глаза и губы модели выглядели влажными. Уолтер Лидтке, в свою очередь, полагает, что картина предназначалась в персональное пользование неизвестному – но, безусловно, счастливому – «вуайеру», а Трейси Шевалье, словно суммируя сюжет своего романа, называет «Девушку с жемчужной сережкой» «портретом отношений». В этом смысле, после просмотра фильма всем заинтересованным в развитии собственных эстетических отношений с Вермеером рекомендуется ознакомиться с шедеврами кинематографа, так или иначе связанными с творчеством художника – «Зетом и двумя нулями» (A Zed & Two Noughts, 1985) Питера Гринуэя и «Всеми Вермеерами в Нью-Йорке» (All the Vermeers in New York, 1990) Джона Джоста. 

 Оттолкнувшись от главной живописной героини повествования, режиссер-оператор Бикерстафф предлагает зрителю прогуляться и по другим залам галереи Маурицхейс: поразмышлять о динамике репрезентации городского пейзажа в исторической перспективе в «Виде Дельфта» того же Вермеера (и заодно послушать посвященные картине пассажи из Пруста); внимательно рассмотреть другие шедевры голландского Золотого века – бытовые юморески мастера композиции Яна Стена, которого один из кураторов уместно сравнивает с кинорежиссером, или удивительную картину-коллаборацию, созданную двумя титанами, Яном Брейгелем-старшим и Питером Паулем Рубенсом. За три четверти столетия, в которые обычно вписывают Золотой век голландской живописи, его мастерами было создано около пяти миллионов картин – чудовищная, обескураживающая цифра, иллюстрирующая, какими семимильными шагами шло развитие одного из ведущих европейских социумов 17 века. Этот фильм дает прекрасную возможность познакомиться с небольшой – но полной жемчужин (настоящих и не совсем) – и предельно важной частью этого наследия.

Автор текста Леонид Александровский